Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
«Здоровье дороже богатства» – говорил французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века, но по сей день считаем эту фразу актуальной. Точно также считают и многие из нас. О здоровье беседуют, о здоровье ведут дискуссии, здоровья желают. На протяжении всего своего развития каждый из нас все больше и больше осознаёт важность бережного отношения к своему здоровью [14, с.17].
Отметим, что одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Вопрос раннего формирования культуры здоровья актуален, своевременен и достаточно сложен. Как упрочнить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать образованию физической культуры ребенка? Каким способом привить навыки здорового образа жизни? Когда это нужно начинать?
Дошкольный возраст является ключевым в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Ведь именно до семи лет идет насыщенное развитие органов и становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, определяется характер [27]. Немалое значение в развитие данного направления внесли такие ученые как В. Г. Игнатович, И. И. Капалыгина, И. В. Кривошеина, В. Г. Кудрявцев, Я. Л. Мархоцкий, И. Новикова, Н. В. Самусева, Е. В. Фролова, М. В. Чечета и др.. Они отмечали, что формирование основ ценностного отношения к здоровью у детей это проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как, правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми часто в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Сегодня образовательная область «Физическое воспитание» является одной из основных в программах развития детских образовательных учреждений, так как многие современные дети страдают повышенной массой тела, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими отклонениями в состоянии здоровья. На организм детей недостаточная физическая подготовленность влияет крайне отрицательно: если физическая активность у ребенка отсутствует или она незначительна, то и объем информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что негативно отражается на обменных процессах в тканях головного мозга и способствует развитию нарушений его регулирующей функции. В то же время регулярные физические упражнения положительно сказываются на настроении детей, улучшают их сон, повышают здоровье и работоспособность, что является основой нормального психического и физического развития детей.
Важно на данном этапе сформировать у детей фундамент знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Искусство продолжительной жизни состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с раннего детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно, практически невозможно, наверстать. Поэтому важнейшим направлением в дошкольном воспитании, сегодня, и всегда, является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [23].
В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение [14]. Игра в футбол является массовой и наиболее популярной игрой среди детей, которой придается важное значение, как средству воспитания подрастающего поколения. В процессе игры в футбол у детей воспитывается ряд ценных морально-волевых качеств: коллективизм, целеустремленность, выдержка и самообладание, дисциплинированность. Одновременно, эта игра способствует развитию важных двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости. Огромная тяга детей к футболу позволяет использовать этот вид спорта не только как средство физического развития, но и как важный фактор воспитательного и педагогического воздействия [13].
При изучении литературы мы встретили достаточно мало исследований, посвященных начальному обучению игре в футбол детей дошкольного возраста. Имеющиеся исследования в той или иной степени касаются обучения футболу детей в школьном возрасте.
Цель – выявить особенности организации обучения детей дошкольного возраста элементам игры в футбол.
Объект исследования – процесс физического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Предмет исследования – процесс организации обучения детей дошкольного возраста элементам игры в футбол.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста;
2. Рассмотреть организацию физического воспитания детей дошкольного возраста в основных программах ДОО;
3. Охарактеризовать футбол как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста;
4. Описать особенности организации обучения дошкольников элементов игры в футбол.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы по теме исследования, сравнение, обобщение.
Методологическую базу исследования составили основные положения теории физической культуры (М.Я. Виленский, Л.П. Матвеев), современные теории и методики образования детей дошкольного возраста (Г.С. Абрамова, П.А. Виноградов, Р.М. Чумичева), представления о важнейшей роли физической культуры в развитии и формировании гармоничной личности (В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, В.М. Выдрин, А.В. Запорожец).
Теоретическая база исследования основывается на научных трудах теории физической культуры (В.К. Бальсевич , Л.И. Лубышева), на учении о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (Е К. Аганянц, И.А. Аршавский).
Практическая значимость состоит в разработке практических рекомендаций и плана-конспекта занятий по физическому воспитанию дошкольников в ДОУ посредством обучения элементам игры в футбол.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
2. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
3. Бальсевич В. К., Чернышенко Ю. К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России. - М.: Комитет РФ по физической культуре, 1994. - С. 41-117.
4. Бултукова А. В. Программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: учебно-метод. пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2004. - 150 с.
5. Быкова Т.В. Как прыгнуть выше головы . - М.: ФиС, 2008. – 64 с.;
6. Васильева Н. П. Физическое воспитание дошкольника. - Ярославль: Академия развития, 2001. - С. 360-405.
7. Вебер Р. А. Психолого-педагогические основы физического развития личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 17-21.
8. Воротилкина И. И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие. - М.: НЦЭНАС, 2004. - 144 с.
9. Гейнисман М. Л. Развитие основных двигательных качеств как важнейшее средство оздоровления детей дошкольного возраста. - Омск: ОГИФК, 1992. - С. 73-74.
10. Глазырина Л. Д. Физическая культура-дошкольникам. Старший возраст: пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 264 с.
11. Гориневский В.В. Физическое образование. - СПб., 1913 - 83 с.
12. Давыдов В. Ю. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста // Физическое воспитание дошкольников: - Волгоград, 1993. - С.27.
13. Деркач А.А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 144 с.
14. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду / авт.-сост. М. И. Логвинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Поткирш и др. - СПб.: ВЛАДОС, 1995. - 284 с.
15. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программ для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
16. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / авт.- сост. Т. И. Антонов, Е. П. Арнаутова. - М.: КАРАПУЗ, 1997. - 288 с.
17. Кенеман А.В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972. - 271 с.;
18. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
19. Кудрявцев В. Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 289 с.
20. Лесгафт П. Ф. П. Ф. Лесгафт: Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 2015. - 400 c.
21. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб.: ВЛАДОС, 1993. - 204 с.
22. Радуга. Программа и руководство для воспитателей групп детского сада / сост. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
23. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - С. 8- 11.
24. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. - М., 2007. - С. 21 - 24.
25. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 149 с.
26. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №115. – М.: Академия, 2015. - 128 с.